RozetkaOnline.ru - Электрика дома: статьи, обзоры, инструкции!



Как определить фазу, ноль и заземление самому, подручными средствами?

Как самому определить фазу, ноль и заземление у проводов. Как самому определить фазу, ноль и заземление у проводов.

Любой человек, занимаясь электромонтажными работами у себя дома или просто решивший установить люстру, бра или подключить розетку, обязательно столкнется с вопросом – как определить фазу, ноль и заземление у проводов, в месте монтажа?

В наших статьях и инструкциях, мы часто выкладываем схемы подключения, правила монтажа и подсоединения электрооборудования к сети, а также многое другое, где для правильного выполнения всех операций необходимо знать, где у фас фазный провод, где нулевой (рабочий ноль), а где заземляющий (защитный ноль). Для опытного электрика определить где фаза и ноль или найти землю, обычно не составляет труда, а вот как быть остальным?


Провода требующие определения фазы, нуля и жилы заземления


Давайте попробуем разобраться, как в домашних условиях, не обладая сложными специализированными измерительными инструментами и электронными приборами, самому определить где фаза, где ноль, а где земля в проводке.


Из всех известных методов, наиболее простого определения фазы и ноля, мы отобрали самые, по нашему мнению, доступные в реализации и в то же время безопасные. По этой причине, в статье вы не увидите советов - как найти фазу с помощью картошки или же призывов к кратковременному касанию проводов различными частями тела.

ВсеИнструменты.Ру
 
На самом деле, вариантов определения фазы, нуля или заземления, например, в розетке, без применения специализированного оборудования не так уж и много, и порой, в зависимости от ваших целей и задач, бывает достаточно лишь знать стандарт цветовой маркировки электрических проводов принятый у нас, чтоб их различить.


Маркировка проводов по цвету


Действительно, самый простой способ определить фазу, ноль и землю у электрического провода, это посмотреть цветовую маркировку и сравнить с принятым стандартом. Каждая жила в современных проводах, применяемых в электропроводке, а также электрооборудовании имеет индивидуальную расцветку. Зная какому цвету жил какая соответствует функция (фаза, ноль или заземление), легко можно выполнять дальнейший монтаж.


Довольно часто, этого вполне достаточно, особенно в случаях, когда установка производится в новостройках или местах с довольно новой электропроводкой, сделанной профессиональными, компетентными электромонтажниками по всем современным правилам и стандартам.


Цветовая маркировка жил электрического провода


В нашей стране, как и в Европе в целом, действует стандарт IEC 60446 2004 года, который жестко регламентирует цветовую маркировку электрических проводов. 


Согласно этому стандарту для квартирной электросети:


Рабочий ноль (нейтраль или ноль) - Синий провод или сине-белый


Защитный ноль (земля или заземление) - желто-зеленый провод


Фаза – Все остальные цвета среди которых – черный, белый, коричневый, красный и т.д.

 


Теперь, зная стандарт цветовой маркировки проводов, вы сможете без труда определять, какой провод какую функцию выполняет. Это касается большинства случаев, исключение могут составлять провода, подходящие к выключателям, переключателям и т.д., в силу принципиально иной схемы работы этого электрооборудования.


Если же вы не уверены в точном соответствии цветов жил проводов стандарту IEC 60446 2004, у вас старая проводка, вы не исключаете возможность ошибок или даже халатного отношения электромонтажников к своей работе, а может электриками проложены провода другого стандарта и соответственно иной цветовой маркировки, тогда переходим к практическому методу определения фазы и нуля (рабочего и защитного). 


КАК САМОМУ ОПРЕДЕЛИТЬ ФАЗУ, НОЛЬ и ЗАЗЕМЛЕНИЕ У ПРОВОДОВ


Итак, начнем по порядку:


ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФАЗЫ


Для большего удобства, сперва всегда лучше определять какой из имеющихся проводов фаза.

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФАЗЫ ИНДИКАТОРНОЙ ОТВЕРТКОЙ

 


Индикаторная отвертка для определения фазы в сети

 


Самый простой способ обнаружения фазного провода – это поиск с помощью индикаторной отвертки. Этот простейший инструмент должен быть у любого домашнего мастера, занимающегося электрикой в квартире – будь то полный электромонтаж, простая замена ламп или установка светильников, розеток и выключателей.


Принцип работы индикаторной отвертки прост – при касании жалом отвертки проводника под напряжением и одновременном касании контакта, на задней стороне отвертки, пальцем руки - загорается индикаторная лампа в корпусе инструмента, которая и сигнализирует о наличии напряжения. Таким образом легко можно узнать, какой провод фазный.

 

Определение фазы индикаторной отверткой

 


Принцип действия индикаторной отвертки прост - внутри индикаторной отвертки расположена лампа и сопротивление(резистор), при замыкании цепи (касании нами заднего контакта) лампа загорается. Сопротивление защищает нас от поражения электрическим током, оно снижает ток до минимального, безопасного уровня. 


Этот вариант определения фазы своими силами, наиболее предпочтителен и мы рекомендуем пользоваться именно им, тем более что стоимость индикаторной отвертки более чем доступная. Главным недостатком этого способа, является вероятность ошибочного срабатывания, когда индикаторная отвертка, реагируя на наводки, определяет наличие напряжения там, где его нет.


ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФАЗЫ, НУЛЯ И ЗАЗЕМЛЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ ЛАМПОЙ

 


Контрольная лампа для определения фазы, нуля и заземления


Еще один способ, которым можно определить фазный, нулевой и провод заземления в современной трехпроводной электрической сети, это использование контрольной лампы. Способ неоднозначный, но действенный, требующий особой осторожности.


Чтоб начать определение, в первую очередь необходимо собрать само устройство контрольной лампы. Самый простой способ использовать патрон, с вкрученной туда лампой, а в клеммах патрона закрепить провода со снятой на концах изоляцией. Если же под рукой нет электрического патрона или нет времени что-то мастерить, можно воспользоваться обычной настольной лампой с электрической вилкой.

Контрольная лампа применяемая при определение фазы и нуля у проводов



Технология определения фазы, нули и земли с помощью контрольной лампы максимально проста – поочередно соединяя провода лампы к проводам требующим определения, каждый с каждым. 


Определить фазу и ноль из двух проводов


В случае определения контрольной лампой фазного провода среди двух проводов вы лишь сможете узнать, есть фаза или нет, а какой именно из проводников фазный определить не удастся. Если при соединении проводов контрольной лампы к определяемым жилам она загорится, то значит один из проводов фазный, а второй скорее всего ноль. Если же не загорится, то скорее всего фазы среди них нет, либо нет нуля, чего тоже исключать нельзя.


Таким способом, скорее, удобнее проверять работоспособность проводки и правильность её монтажа. Определять фазу лучше индикаторной отверткой, а вот наличие нуля узнавать так.

 

Срабатывание контрольной лампы при определении нуля и фазы



Определить фазный провод в таком случае можно подключив один из концов, идущих от контрольной лампы, к заведомо известному нулю (например, к соответствующей клемме в электрощите), тогда при касании вторым концом к фазному проводнику, лампа загорится. Оставшийся провод соответственно ноль.


Найти фазу, ноль и заземление из трех проводов:


В такой трехпроводной системе часто возможно точно определить фазный, нулевой и заземляющий провод контрольной лампой.
Соединяем контакты, идущие от контрольной лампы поочередно к жилам требующего определения кабеля.


Действуем методом исключения: 

Находим положение, в котором лампа горит, это будет значить, что один из проводов фаза, а другой ноль.

 


Как определить фазу и ноль

 

 


После чего меняем положение одного из контактов контрольной лампы, далее возможны несколько вариантов:


- Если лампа не загорится (при наличии УЗО или дифференциального автомата защиты проверяемой линии они также могут сработать) значит оставшийся свободным провод – ФАЗА, а проверяемые НОЛЬ и ЗЕМЛЯ.

 

Определение нуля (рабочего нуля) и заземления (земли или защитного нуля)

 


- Если после смены положения лампа ненадолго вспыхнет, при этом сразу сработает УЗО или диф. автомат (если они есть), значит оставшийся свободным провод – НОЛЬ, а проверяемые это ФАЗА и ЗАЗЕМЛЕНИЕ.

Определение провода фазы и земли



- Если линия не защищена устройством защитного отключения (УЗО) или дифференциальным автоматом, и свет будет гореть в двух положениях. В этом случае узнать какой провод рабочий ноль (нуль), а какой защитный (заземление), можно просто отключив в щите учета и распределения электроэнергии вводной кабель от клеммы заземления. После чего так же проверить контрольной лампой все жилы и, опять же методом исключения, в положении, когда лампа не горит опознать проводник заземления.

 


Срабатывание диффиринциального автомата или узо при определении фазы, нуля и заземления

 


Как видите, в различных ситуациях, при разных схемах электропроводки, реализованных в квартире, способы и методы определения нуля, фазы и заземления меняются. Если вы столкнулись с ситуацией, не описанной в этой статье, обязательно пишите в комментариях к статье, мы постараемся вам помочь.


А если вы знаете еще, простые способы того, как в домашних условиях, без специализированного инструмента определить фазу, ноль и землю, пишите в комментариях. Статья будет обязательно дополнена. Главное требование, к методам определения, это простота, возможность обойтись в поиске лишь подручными, бытовыми средствами, имеющимися у многих.

Понравилась статья?
Вступай в нашу группу вконтакте!
Следи за появлением новых материалов!
Прочитано 41764 раз
Оцените материал
(17 голосов)

Комментарии  

Артём Зорин
+5 # Артём Зорин 13.09.2014 16:49
Мало того, что текст статьи можно уменьшить в несколько раз, так вы ещё и рекомендуете отключать в щите землю человеку, у которого нет ни знаний, ни индикаторной отвёртки.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
Андрей
0 # Андрей 13.09.2014 20:08
Не боги горшки обжигают... Да и на электрика не в институте учат... Я согласен с автором, если уж есть желание что-то починить или найти, как в этой статье, то изучив материалы по теме можно смело приступать... а уж ноль в щите отключить..что может быть проще...
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
ник
0 # ник 14.09.2014 14:46
Что делать если из лампы выходят 3 провода, а проведенных проводов в доме 2. Куда заземлять люстру?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
RozetkaOnline.ru_
+3 # RozetkaOnline.ru_ 14.09.2014 22:34
В данном случае, обычно, заземление не подключается...
Некоторые решаются ЗАНУЛИТЬ... т.е. подключить заземляющий провод к нулю... но я бы не советовал бы вам так делать...

Подключайте без заземления.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
Ильдар
+2 # Ильдар 19.05.2015 23:44
Распишите еще, что можно повредить если неверно произвести подключение между проводами. Мне бы было легче определить для себя - стоит ли лезть вообще в эту паутину проводов.
Из вашей статьи понял, что если фазу и землю со стены соединить, то может что-то ненормальное произойти. А что конкретно? И что такое УЗО?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
RozetkaOnline.ru
+2 # RozetkaOnline.ru 20.05.2015 22:58
Ильдар, в сети переменного тока, а это именно то, что у нас в розетках :) нет особой разницы как вы подключаете устройство. Вы ведь не смотрите как подключаете вилку питания телевизора... Подключая, допустим бра, можно подключить к фазной клемме "L" - ноль, а к нулевой "N" - фазу.. Бра и в этом случае будет исправно работать... Единственное отличие, что контакт в патроне, куда ранее шла фаза, получает ноль и наоборот...

Крупная проблема произойдет, если вы вместе заземления подключите фазу и она попадет на корпус прибора... Поэтому лучше всегда соблюдать указанный порядок подключения.

УЗО - устройство защитного отключения, оно реагирует на внезапные "потери" в линии и выключает её. Если простым языком, используя знания школьного курса физики, грубо описать его смысл, то он будет примерно таков - сколько протекает по фазе, столько же утекает по нулю в нормальном режиме работы большинства приборов окружающих нас. Но если внезапно часть уходит на корпус, или в вас или неизвестно куда, УЗО определяет это и отключает подачу тока. Тем самым защищая человека от удара током.

Вообще довольно много полезного можно рассказать по этому вопросу, что вряд ли уложится в формат одной, двух или даже большего количества статей, тут порой целого учебника недостаточно, чтоб во всем разобраться :)
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
Олег
0 # Олег 21.05.2015 03:14
Здравствуйте! Вопрос такой;- в комнате уже висит трехрожковая люстра, выключатель двухклавишный, работает как 2+1. Сейчас хочу поменять люстру. Из потолка торчат синий коричневый и желто-зеленый, а от старой люстры провода все бесцветные. Как вешать новую люстру?- синий к синему, коричневый к коричневому и желто-зеленый к желто-зеленому? Или же это не факт, что желто-зеленый является землей?Не могут ли эти желто-зеленый и коричневый провода являться фазами L1 и L2, если выключатель двухклавишный и люстра загоралась 2+1? Т.е. земли как таковой нет, точнее земного контура в старых советских панелях. Или же можно смело подключать в соответствии с цветом проводов?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
RozetkaOnline.ru
+1 # RozetkaOnline.ru 21.05.2015 08:23
Добрый день! Олег, в вашем случае СКОРЕЕ ВСЕГО, Желто-зеленый и коричневый провода, как вы правильно предположили фаза 1(L1) и фаза 2(L2), а заземления нет вовсе. НО вполне могут быть и другие варианты, все зависит от фантазии электромонтажника, который прокладывал поводку..

Самый верный способ это с помощью индикаторной отвертки проверить фазные провода, их точно два. Но даже если вы этого не сделаете и подключите люстру неправильно, ничего фатального не произойдет, возможно только люстра будет неправильно работать, например не будет одного из режимов...

ВАЖНО! Главное не подключайте ничего на заземляющий контакт - PE своего светильника. Только в клеммы L1, L2 и N.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
Олег
0 # Олег 21.05.2015 14:41
Спасибо. Да, забыл указать, что новая люстра только с двумя проводами - синий коричневый, а желто-зеленый на корпусе люстры. Расчитана на одноклавишный выключатель. Т.е. из потолка можно использовать два провода N и L1, а третий (L2) и желто-зеленый просто заизолировать? И, что делать в этом случае с выключателем? Поменять на одноклавишный есть возможность и нужно ли это делать?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
RozetkaOnline.ru
0 # RozetkaOnline.ru 22.05.2015 19:08
Лучший вариант здесь если люстра многорожковая, открыть отсек где скручены все провода идущие от рожков, обычно это какая-то колба или даже бывает разводка в стакане, который прижат к потолку...и там разделить рожки на две группы, протянув еще один провод.... Но если это делать не будете, то только так. Подключать на одну фазу, а вторую не использовать и менять выключатель на двухклавишный. Так же у некоторых производителей, можно купить отдельно клавишу сплошную и поставить на ваш двухклавишный выключатель... она будет сразу нажимать оба режима...
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
Александр
0 # Александр 16.06.2015 19:23
Не всё так просто. Я попал в ситуацию, когда нужно было определиться с назначением проводов. Стал проверять. Всё нашёл. Вот Вам L, N, Re. Какая радость! В элщитке чётко маркированы провода. Вот и заземление. Всё чётко. В квартире белая лапша. Всюду идёт проводка по 4 провода (2 лапши по 2 жилы). Учитывая мою безграмотность, я сделал ошибку. Я не подумал, что обновление проведено только в элщитке. В самой квартире с 70-х годов электропроводку не меняли, и ничего не добавляли. В 70-е годы не было евророзеток с заземлением. Все мои находки ничего не дали. Я застолбил только способ проверки. А когда вскрыл все розетки, разъединил провода, то все розетки разом перестали работать. 2-я пара проводов была для параллельного соединения. Вот так. В квартире была фаза и рабочий ноль.
Не повторяйте моих ошибок. Смотрите в щит. Смотрите в квартире. Сравнивайте. Думайте. Где есть наличие цветных проводов - это сказка. Здесь можно докопаться до истины. А где история, то там сплошные тайны.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
RozetkaOnline.ru
0 # RozetkaOnline.ru 16.06.2015 23:50
Александр, вы совершенно правы. К сожалению, реалии таковы, что надеяться на то, что до вас НЕКТО сделал всё по правилам не стоит. Лучше всегда всё перепроверить. Или обратиться к профессионалам, если случай совсем сложный.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
Николай
0 # Николай 12.07.2015 18:14
В своё время писал подробную и обширную статью на эту тему (что такое фаза, ноль, земля, и зачем они нужны).
Если хотите почитать:
halt-hammerzeit.blogspot.ru/.../...
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
Левон
-3 # Левон 23.10.2015 15:43
Привет. Мне нужно подсоединить бра к клавишному выключателю ( розетки рядом нет) какие провода взять: фазу и ноль или фазу и землю ?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
RozetkaOnline.ru
+1 # RozetkaOnline.ru 23.10.2015 22:08
Добрый День! Для работы бра потребуется как минимум ноль и фаза, для большей безопасности и заземление... Но работать будет и от нуля фазой
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
Левон
0 # Левон 26.10.2015 12:31
Спасибо, полезные статьи на сайте ! В доме 70-х годов все провода белые, из ломкого аллюминия. Проверил тестовой лампой, запитался от двухклавишного выключателя. Бра включается только из положения "выкл" выключателя, что и вполне устраивает.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
RozetkaOnline.ru
0 # RozetkaOnline.ru 27.10.2015 19:02
Как вы определили положение вкл и выкл ? В зависимости от модели может при нажатии вниз включаться или вверх...Хотя чаще всего принято - выкл - вниз, вкл -вверх.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
Левон
0 # Левон 27.10.2015 22:29
Имею в виду, что бра включается, только если основная люстра выключена. Т.е клавиши вниз. А у бра есть свой выключатель, и он может включить его, только при не горящей люстре.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
RozetkaOnline.ru
0 # RozetkaOnline.ru 27.10.2015 22:57
Вы подключили бра к выключателю люстры ?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
Левон
-1 # Левон 27.10.2015 23:04
да, поскольку розетки рядом не было
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
RozetkaOnline.ru
0 # RozetkaOnline.ru 28.10.2015 00:18
А ноль вы где взяли ? Или и ноль и фазу взяли с выключателя ?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
Левон
0 # Левон 28.10.2015 00:51
Ну да, с выключателя
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
RozetkaOnline.ru
-1 # RozetkaOnline.ru 28.10.2015 01:06
Левон, вам необходимо заново проверить все подключения. Дело в том, что в выключателе не должно быть ноля совсем. Через выключатель приходит фаза к люстре, которая собственно и разрывается в выключателе или соединяется..
Вот схема подключения выключателя -


Возможно я вас неправильно понял и у вас сделано иначе, сколько проводов у вас всего приходит к выключателю ? К одноклавишному должно два приходить, к двухклавишному -три.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
Левон
0 # Левон 28.10.2015 14:12
у меня двухклавишный,три провода. С одной стороны два. и с другой один. Подключился к первым двум. А какие они вы полагаете: фаза и второй какой ?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
RozetkaOnline.ru
0 # RozetkaOnline.ru 28.10.2015 18:41
Схема двухклавишного выключателя следующая -


Как видите, в него заходит фаза - "L", в выключателе она разделяется на две, к каждому из светильников. Если судить по вашим словам, вы подключили бра к вот этим двум, идущим до светильников (или светильника если это например двухрежимная люстра) проводам. На которых, при выключенной люстре вообще не должно быть напряжения...

Двухклавишный выключатель этот на что стоит ? На одну люстру двухрежимную или на два совершенно разных светильника ?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
Левон
0 # Левон 28.10.2015 18:53
Распределительной коробки не наблюдаю ) Или она может быть в самом выключателе ? Двухрежимная люстра у меня. Когда она включена, бра включить не удвется.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
RozetkaOnline.ru
+1 # RozetkaOnline.ru 28.10.2015 21:57
Если бы был в самом выключателе, то вы видели там как минимум 4 провода - фаза и ноль ввод, и выход фаза и ноль на люстру...

А бра не тускло светит ?

Вообще единственный вариант правильно подключить бра в таком случае такой:
В блоке люстры, где подсоединяются все провода, оба режима включения люстры сделать на одну клавишу выключателя (к 1 из двух проводов приходящих в люстру с выключателя, подключить все фазные провода плафонов), а второй провод соединить с нулем, который в люстру обычно заходит напрямую из распределительной коробки....

Теперь этот второй провод в выключателе будет нулем и если взять фазу и этот ноль заработает бра, фазу можно пустить через вторую клавишу выключателя и будет она включать бра, а первая всю люстру.

В данный момент у вас что-то напутано... поэтому работает неправильно
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
Левон
-2 # Левон 29.10.2015 16:49
Спасибо. Но пожалуй оставлю как есть )
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
Михаил
0 # Михаил 02.09.2016 22:31
Подскажите как различить ноль и землю, если в положениях земля+фаза и ноль+фаза загорается лампочка (дифавтомат стоит в щитке и не отключается)?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору
RozetkaOnline.ru
0 # RozetkaOnline.ru 03.09.2016 10:47
Проще всего отключить в щите от клеммной колодки заземления вводной провод. После чего проверить снова.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ВсеИнструменты.Ру