Сегодня я расскажу о том, как с помощью реле контроля фаз ЕЛ-11М защитить электродвигатель от неправильного чередования фаз, обрыва или превышения питающего напряжения.
 
Так же, в этой статье, я представлю пример, альтернативной электрической схемы управления электродвигателем, взамен стандартной схемы для шкафа управления асинхронными электродвигателями серии Я5000.
 
Честно скажу, раньше этот вопрос я практически не затрагивал и всегда собирал шкафы управления по типовым электрически схемам. Но, на днях увидел в каталоге интересный пример с использованием реле контроля фаз ЕЛ-11М в качестве защиты.  

Для начала давайте разберемся с типовой схемой, а уж потом перейдем и добавим реле контроля фаз для более полной электрической защиты двигателя.
 
Стандартная электрическая схема для защиты электродвигателя Я5000
 
Чтобы не отвлекаться, возьмем для примера самую простую электрическую схему управления Я5110 и рассмотрим, что устанавливают, чтобы защитить электродвигатель от поломок.

 

Стандартная электрическая схема для защиты электродвигателя Я5000: 

 
Условные элементы на схеме:
  • QF1 Автоматический выключатель 3Р. 1шт.
  • SF1 Автоматический выключатель 1Р. 6A 1шт.
  • KM1 Магнитный пускатель кат. ~220В, 50Гц 1шт.
  • KK1 Тепловое реле 1шт.
  • SB1 Кнопка СТОП (н.з.) 1шт.
  • SB2 Кнопка ПУСК (н.о.) 1шт.
  • HL1 Сигнальная арматура ~220В, 50Гц 1шт.
  • XT1 Клеммник наборный 10шт.
Наименование дополнительного установочного оборудования
  • Приставка ПКИ (2 н.о. + 2 н.з.) 1шт.
 
В типовой электрической схеме управления двигателем, как правило, устанавливается два типа электрической защиты:
1. Автоматический выключатель - служит для защиты электродвигателя от короткого замыкания и токов перегрузки.
 
Автоматический выключатель TDM ELECTRIC
 
 
 
2. Электротепловое реле (теплушка) - устанавливается для защиты электродвигателей от перегрузки и асимметрии фаз, а также от затяжного пуска и заклинивания ротора.
 Электротепловое реле TDM ELECTRIC
 
Хочу отметить то, что в большинстве случаев, такой электрической защиты вполне хватает, для нормальной работы электродвигателя. Но, с каждым годом требования к электробезопасности электротехнического оборудования возрастает и не факт, что после сборки типовой электрической схемы - клиента все устроит.
 
На сегодняшний день существует множество электротехнического оборудования для защиты от преждевременного выхода из строя электродвигателя. Но некоторые варианты, требуют больших финансовых вложений и не все могут это себе позволить.
 
Мы же пойдем, другим путем: из расчета минимального вложения средств, мы постараемся максимально защитить не только двигатель, но и оборудование с которым оно установлено.
 
Чтобы уменьшить риск поломки электродвигателя, я предлагаю изменить типовую электрическую схему, управления двигателями Я5110 и для этого нам потребуется два основных элемента:
 
1. Комбинированный автоматический выключатель со встроенным тепловым реле
Электротепловое реле TDM ELECTRIC
 
На сегодняшний день, это актуальное решение. Такой автомат включает в себя сразу несколько функций, и полностью заменяет электротепловое реле:
 
  • Отключение электрического тока при коротких замыканиях;
  • Отключение при перегрузке;
  • Отключение при обрыве фазы.
  • Из плюсов, хочу отметить:
  •  Невысокую стоимость;
  • Установка на DIN-рейку;
  • Установка дополнительного и аварийного контакта;
  • Регулировка теплового расцепителя;
  • Кнопку «тест» на лицевой панели автомата.
 
2. Реле контроля фаз серии ЕЛ-11М-3х380В с переключающим контактом
 
А вот и герой этой статьи. В первую очередь, вы должны знать, что: 
 
Реле контроля фаз - это устройство защищающее как электродвигатели, так и элеектроустановки в целом от многих  опасных факторов, не только от нарушения чередования фаз.
 
Реле контроля фаз ЕЛ-11М
Что касается представленного у меня реле TDM ЕЛ-11М-3х380В, то оно защищает электрооборудование от:
 
  • Повышения напряжения сети;
  • Падения напряжения сети;
  • Нарушения чередования фаз;
  • Пропадания одной или более фаз;
  • Асимметрии фаз
Как видите, довольно внушительный список защит, всего одним устройством. Из недостатков, хочу выделить только одно: неудобное и грамоское конструктивное исполнение.
 
 Габаритные размеры реле ЕЛ-11М
 
А теперь перейдем непостредственно к схеме подключения, которую я предлагаю и использую сам.
 

Схема для защиты электродвигателя с реле контроля фаз: 

 
Что касается электрической схемы цепи управления, все остается на своих местах. Единственное изменение в схеме цепи управления: нужно контакт теплового реле заменить на контакт реле контроля фаз, перед катушкой магнитного пускателя (Контактора).
 
Электрическая схема для защиты электродвигателя с применением реле ЕЛ-11М
 
Условные элементы на схеме
  • QF1 Автоматический выключатель 3Р. 1шт.
  • SF1 Автоматический выключатель 1Р. 6A 1шт.
  • SF2 Автоматический выключатель 3Р. 2A 1шт.
  • KM1 Магнитный пускатель кат. ~220В, 50Гц 1шт.
  • KL1 Реле контроля фаз ЕЛ-11М 1шт.
  • SB1 Кнопка СТОП (н.з.) 1шт.
  • SB2 Кнопка ПУСК (н.о.) 1шт.
  • HL1 Сигнальная арматура ~220В, 50Гц 1шт.
  • XT1 Клеммник наборный 10шт.
 
Наименование дополнительного установочного оборудования
  • Приставка ПКИ (2 н.о. + 2 н.з.) 1шт.
Нередко, при подключении реле, особенно при работе в АВР, бывают ошибки, об одной такой и как её исправить, я расскажу ЗДЕСЬ.
 
Вот собственно и все на сегодня, если понравилась статья, не забудьте оставить свой отзыв – мне очень важно ваше мнение!
 
Материал предоставлен DsElectric.ru
Понравилась статья?
 
Вступай в нашу группу вконтакте!
 

Подписаться

Следи за появлением новых материалов!